Комиссия «Традиционные формы культурной деятельности и современный мир» ⇒ Общая стенограмма заседаний 2013-2014гг Круглого стола комиссии «Традиционные формы культурной деятельности и современный мир» ⇒ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОМ МУЗЕЕ
А. И. Клюкина ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОМ МУЗЕЕНе все осознают, что российские музеи вносят свой довольно весомый вклад в художественное образование подрастающего поколения. Безусловно, это, прежде всего, художественные музеи. Во многих художественных музеях эта работа поставлена на профессиональном, системном уровне. Например, при Русском музее уже много лет существует школа художественного образования. Выпущено много методической литературы по этому поводу. Можно довольно долго перечислять российские художественные музеи, в которых неформальное художественное образование ведется уже много лет. Я представляю Государственный Дарвиновский музей, и у присутствующих сразу возникнет вопрос, причем здесь художественное образование и естественнонаучный музей.
Прежде всего, надо сказать, что все музеи, независимо от своей направленности выполняют 4 основные функции: собирают артефакты, хранят их, изучают и представляют публике. Если первые три функции все музеи выполняют практически по одним и тем же методикам, то в вопросе представления коллекций каждый музей ищет свой путь.
Основатель Дарвиновского музея Александр Федорович Котс был удивительно прозорливым человеком и талантливым музеологом. Создавая музей на основе своей частной коллекции в 1907 году, он в качестве сооснователя музея привлек свое друга, впоследствии академика художественной академии наук СССР, Василия Ватагина. В то время практически все естественнонаучные музеи в основном создавались для обслуживания студентов и преподавателей естественных наук. Александр Федорович Котс решил, что он будет создавать массовый музей, т.е. музей для широкой публики. А раз так, то музей должен быть красивым и интересным не только для биологов, а для людей самых разных профессий. А.Ф.Котс писал, мы экспонируем экспонаты, которые раньше были живыми, т.е. фактически у них жизнь забрали, поэтому естественнонаучная экспозиция должна быть наполнена произведениями искусства. Произведениями, в которые художник вложил не только свое мастерство, но и свое эмоциональное состояние, свою душу. И с момента основания в Дарвиновском музее стало формироваться собрание предметов анималистического искусства. Сегодня в Дарвиновском музее собрана самая большая анималистическая коллекция в России. Анималистическое искусство – самое древнее искусство. В палеолитических пещерах археологи нашли массу рисунков животных, причем сделаны они столь точно, что современные биологи на этих рисунках без труда могут определить вид животного. Древние охотники на стенах пещер оставили нам фактически биологическую энциклопедию.
Нам удалось выполнить заветы основателя Дарвиновского музея, и когда, наконец, на 87 году своего существования, музею сдали новое здание, которое строили ровно 20 лет, мы начали строить в нем экспозицию исходя из разработок нашего основателя.
Сегодняшняя экспозиция Дарвиновского музея наполнена произведениями живописи, малой пластики и скульптуры. Иногда в постоянной экспозиции мы помещаем графику, но на короткое время, поскольку графика – это хрупкий материал и его мы в основном используем на временных выставках, поскольку графику рекомендуется экспонировать не более трех месяцев. Все временные выставки, а у нас каждый год их более 60, обязательно сопровождаются произведениями искусства. В настоящее время анималистическая коллекция Дарвиновского музея активно пополняется, поэтому на какую бы тему мы не делали выставку, всегда в фондах музея найдется живопись, графика или скульптура соответствующей направленности. Использование художественных произведений в выставках Дарвиновского музея уже стало традицией. Кроме того, ежегодно в музее проводится несколько художественных выставок, посвященных деятельности художников-анималистов, работавших ранее в нашем музее или художников, чьих работ в наших фондах достаточное количество.
Экспозиция у нас построена таким образом, что она понятна как самым маленьким посетителям, так и маститым ученым. Сегодня, когда посещаемость музея достигла более полумиллиона в год, только 11-14% в год составляют организованные группы школьников, остальные 89-86% это индивидуальные посетители, пришедшие в музей всей семьей. Причем многие родители приходят с совсем маленькими детьми. И эти дети видят животных, известных им по книжкам и много картин на стенах музея. Даже если они не акцентируют свое внимание на картинах, они их видят. Я всегда говорю своим коллегам из художественных музеев, что Дарвиновский музей готовит для них будущих посетителей. Двух-трехлетнего ребенка не поведешь в Третьяковскую галерею, а к нам можно, и если родители более или менее любознательны, то они привлекут внимание ребенка не только к животным, но и к многочисленным картинам на экспозиции.
Исторически сложилось, что при Дарвиновском музее всегда работали два кружка биологический и изокружок. Во времена, когда биологическим кружком в музее руководил Петр Петрович Смолин, это был самый известный кружок в Москве. Вся плеяда известных биологов, работающих сегодня в Москве, свое детство провели в биологическом кружке при Дарвиновском музее. Изокружок не был так известен, но и сегодня он продолжает работать, причем его аудитория значительно расширилась за последние годы. В музее есть группа дошкольников, которые с увлечением постигают секреты художественного мастерства и две группы школьников, среднего и старшего возраста. Каждый год в Дарвиновском музее проходит выставка работ студийцев, причем выставляются работы из всех возрастных групп. Как правило это тематические выставки, выбирается какая-то тема и студийцы специального готовят работы для выставки. Очень часто работы студийцев используются в музее для проведения каких-то мероприятий. Например, нам хотелось, как то рассказать нашим посетителям, что 5 мая объявлен международным днем Солнца. Сотрудник музея приготовил информационную афишу, что такой праздник есть в мировом сообществе, а студийцы подготовили выставку своих работ под общим названием «Пусть всегда будет солнце».
Творческая жизнь изостудии выплескивается и за стены музея — большинство конкурсов, в которых участвует изостудия тесно связано с тем, чем занят музей. Это конкурсы, посвященные защите окружающего мира (например, конкурс экологического плаката на острове Кижи), конкурсы, проводимые музеями («Образы Третьяковки. Новый взгляд» 2006; «Моя музейная страна» 2012 (Центр музейной педагогики)). Но изостудия не отказывается и от непрофильных интересных проектов — таким запоминающимся был проект «Московское детство: живая связь поколений» (2008), проводимый РГГУ и музеем изобразительных искусств им.Пушкина, где были выставлены работы московских детей 30-40-х годов и представлено творчество современных маленьких москвичей. В 2014 году студийцы Дарвиновского музея сделали работы для трех выпусков журнала «Пульс природы» №№4, 5, 6; активно участвуют в международном проекте «Сюн и Кунг: слоны дружбы».
В принципе, нас никто не заставляет заниматься художественным образованием детей и подростков. И я помню, как одна сотрудница Департамента образования города Москвы, когда я ей довольно долго рассказывала об образовательной деятельности нашего музея и о трудностях, связанных с этой работой, ответила, а зачем вам это. Но у нас никогда не возникало вопроса – зачем? Дарвиновский музей всегда уделял, и будет уделять впредь большое внимание образовательной работе, и это было правильное направление. Сегодня почти все западные музеи ориентированы на образовательную деятельность в музеях. Выходит много литературы по этому поводу. Правительства многих государств осознало, что музеи, ведущие неформальное образование в любой области знаний расширяют кругозор своих граждан, повышают их образовательный уровень. Поэтому в Европе последнее время очень активно строятся образовательные центры при музеях и в отдельно стоящих знаниях. У нас в России в принятой в этом году Концепции развития музеев до 2020 года одной из важных функций музея названа образовательная деятельность. Таким образом, российские музеи вносят довольно весомый вклад в неформальное образование население и, в том числе, в художественное воспитание общества.
(ВСЕ ТЕКСТЫ ПРЕДСТАВЛЕНЫ В АВТОРСКИХ ВАРИАНТАХ.)
|