Комиссия «Традиционные формы культурной деятельности и современный мир» ⇒ Общая стенограмма заседаний 2013-2014гг Круглого стола комиссии «Традиционные формы культурной деятельности и современный мир» ⇒ ФОЛЬКЛОРНЫЕ ЦЕННОСТИ В СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. ДОСТИЖЕНИЯ И УТРАТЫ.
А.Л. НАЛЕПИН ФОЛЬКЛОРНЫЕ ЦЕННОСТИ В СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. ДОСТИЖЕНИЯ И УТРАТЫ.Цивилизационный путь России определен не только её великой многовековой Историей, языками народов, её населяющих, ландшафтным многообразием и природными особенностями, но и особой российской ментальностью, включающей в себя великое множество самых разнообразных доминант. Одной из бесспорных для российского общества является доминанта фольклорного поля России. Эта живая саморазвивающаяся этнокультурная система на протяжении столетий ясно осознавалась передовыми умами России как решающий фактор сохранения культурного генофонда многонационального российского государства.
Фольклорное сознание является неотъемлемым свойством человеческого общества, запечатленным в речевой культуре каждого народа с древнейших времен. Это постоянный признак любой цивилизации, однако устное народное творчество оказывается подвижной системой, видоизменяющейся в рамках трансформации социально-экономического строя, общественных классов, соотношения города и деревни, психологических парадигм и норм.
Оставаясь сугубо национальным, фольклор каждого народа вбирает в себя наиболее характерные черты устно-поэтического творчества соседних наций и народностей, что наиболее отчетливо проявляется в устойчивых зонах межэтнических контактов. Кроме того, в фольклоре любого народа запечатлеваются характерные «культурные следы» различных миграционных этнических потоков, в разные исторические эпохи прошедших на территориях конкретного географического региона. Безусловно, содержанием любого национального фольклора остается моноэтническое его наполнение (в данном случае русское), но вместе с тем на него оказывают воздействие и различные иноэтнические векторы самой разной эволюционной направленности.
Сегодня мы являемся свидетелями системного кризиса сферы фольклорного образования широких слоев населения. Не останавливаясь на всем известных причинах этого затяжного кризиса, связанного, конечно же, с кардинальной ломкой традиционной парадигмы социально-политических институтов и, как следствие, художественно-этических и художественно-нравственных норм, необходимо подчеркнуть, что вместе с историческими отжившими свой век нормами и постулатами мы невольно отказались и от вечных художественных ценностей русского народа. В первую очередь от ценностей фольклорных, так или иначе связанных с самой русской ментальностью и русским историческим сознанием.
Провозглашенный принцип приоритета общечеловеческих ценностей над ценностями национальными и стал причиной системного кризиса фольклорного образования в России. Образно говоря «духовный Макдональдс» временно оттеснил на второй план нашу духовную национальную кухню. И это не просто публицистические опасения, но вполне реальные риски, связанные с понятием «духовной безопасности государства» и поисками так называемого нового патриотизма.
Русский патриотизм является составной частью русского национального характера. Истоки русского национального характера тесно связаны с географией, климатом и историей страны. Кроме того эти истоки связаны с геополитическим положением России. Многие философы (Н.А. Бердяев, например) отмечали, что русские не чисто европейский и не чисто азиатский народ, и что в России соединились два мира, две цивилизации.
Это, конечно же, византийский компонент, который Россия переняла у Византии после крещения по православному обряду в 988 году. Древняя Русь унаследовала от Византии многое, что так или иначе связано с русским национальным характером: централизованный государственный аппарат, налоговую систему, отсутствие сословной замкнутости, сельские общины, многокупольные церкви, традиции иконографии и даже герб с двуглавым орлом.
Расположение России между двумя цивилизациями, между Востоком и Западом стало основой её двойственности. Конечно, стоя одной ногой в Европе, а другой в Азии, Россия вобрала в себя черты как западной, так и восточной цивилизаций. Вместе с тем и это гораздо важнее то, что именно в России возникли такие идеи, мировоззрения и культурные явления, которые не определяются ни западной, ни восточной цивилизацией. Эти идеи настолько оригинальны, что не воспринимаются ни на Западе, ни на Востоке. Именно они создали в России атмосферу динамичного, самобытного культурного развития. В то же время именно это своеобразие русского цивилизационного пути обрекло её на непонимание как в странах Запада, так и Востока. Именно здесь надо искать истоки многочисленных клише и предвзятых суждений о России и «загадочной русской душе», непостижимой, загадочной и непредсказуемой, поскольку подобрать «ключ» к «коду» русского характера невозможно.
Особый, взросший на отечественном фольклоре русский культурный архетип определял и продолжает определять характер и особенности менталитета русского человека во все времена - и в период крещения Руси, и в царствование Ивана Грозного, и в советский период. Вечными остаются образ жизни русского человека, стереотипы бытового поведения, особенности материальной и духовной культуры (жилище, питание, фольклор), общественная нравственность и её ключевые понятия, представления о жизни и т.д. Вечным остается и выросший на фольклорной основе русский патриотизм от Рюрика до наших дней и бесплодны и обречены на неудачу бессмысленные попытки придумать какой-то новый патриотизм нашего времени.
Существование фольклорного кризиса осознается многими специалистами. Предлагаются и всевозможные методы его преодоления. Многие возлагают надежды на реально существующее молодежное фольклорное движение, занимающееся комплексной этнографической, филологической и музыковедческой реконструкцией фольклорных памятников. Несмотря на завораживающее воздействие современной фольклорной реконструкции, надо трезво оценить достижения и издержки решения проблемы фольклорного воспитания современного российского общества, увидеть уязвимые стороны фольклорного движения в поисках утраченных фольклорных констант с точки зрения художественного образования нового поколения, лишенного идеологической закомплексованности прошлых времен, диагностировать пути его дальнейшего развития, проецировать позитивные западные искания на российскую почву.
Необходима выработке современных методик формирования с помощью фольклорного образования населения чувства малой Родины, состояния«культурной оседлости» (термин академика Д.С. Лихачева) и внесет определенную корректировку во всю систему художественного образования в современной России. Необходим единый мозговой центр, который осуществил бы подлинно научное осмысление этой проблемы и взял на себя труд ее практического решения. Ни одно из ныне существующих фольклористических учреждений на эту миссию претендовать не может (не в обиду будет им это сказано). Необходим некий Институт народной культуры и фольклора, своего рода аналог американского Смитсонианского Института (в гуманитарной его части, конечно) либо даже Министерство фольклора и народной культуры.
Проблемы художественного образования в контексте фольклорного наследия носят не просто культурологический характер и затрагивают не просто воспитание тех или иных эстетических констант гражданина России, но сопряжены с более фундаментальными задачами выживания и даже самого существования русского народа. Фольклор в системе художественного образования продолжает играть не только важную эстетическую роль, но и являть собой значимый консолидирующий вектор усиления роли государства в различных сферах общественной жизни (культурный этатизм). Только знание происходящих эволюционных процессов сохранит фольклор как стабилизирующую структуру развивающейся российской цивилизации вопреки настойчивым попыткам разрушить эту стабильность, использовать феномен отечественного фольклора в качестве своеобразного «эстетического прикрытия» определенных деструктивных процессов. Фольклорное поле России мыслится при этом как последний рубеж тысячелетней российской цивилизации и государственности.
(ВСЕ ТЕКСТЫ ПРЕДСТАВЛЕНЫ В АВТОРСКИХ ВАРИАНТАХ.)
|