Комиссия «Традиционные формы культурной деятельности и современный мир» ⇒ Общая стенограмма заседаний 2013-2014гг Круглого стола комиссии «Традиционные формы культурной деятельности и современный мир» ⇒ СОВРЕМЕННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ И ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ - ВОСПИТАНИЯ В МОДЕЛИ АНТИЧНОСТИ
Бутов Александр Юрьевич СОВРЕМЕННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ И ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ - ВОСПИТАНИЯ В МОДЕЛИ АНТИЧНОСТИСовременную общественную эпоху отличает отсутствие целостного и системного мировоззрения, что, соответственно, предполагает и отсутствие ясной, внятной логики развития. В наше время человек не знает и не представляет себе четко и определенно, кто он, какова его природа, и зачем и для чего он, соответственно, живет. «…Вместо того чтобы новые ценности создавались посредством обнаружения уникальных смыслов, происходит обратное. Универсальные ценности приходят в упадок. Поэтому все большее число людей охватывается чувством бесцельности и пустоты» - отмечал выдающийся психолог второй половины ХХ века Виктор Франкл. Не обладая целостной картиной мира, он, соответственно, не может определить и своего места и значения в нем. Конечно, сложно двигаться, неведомо куда и непонятно для чего, зачем.«Мы живем в век распространяющегося все шире чувства смыслоутраты» - подчеркивал Франкл.Ипри этом «экзистенциальный вакуум не только усиливается, но и распространяется».
Эти ситуации отражают наличие процесса рассогласования системного порядка, проявляющееся в падении нравственности и в общественных кризисах. В этой связи совсем не удивительно, что преимущественным в современном обществе выступает частный, индивидуальный и отдельный интерес, практически лишенный сколько-нибудь общего, глобального и целостного смыслового значения.
В современном обществе преобладает и господствует материальный фактор, как фактор материальной стимуляции, по своей природе, очень сильный, как и непосредственно само начало гедонизма, на котором он практически основан. И, соответственно, учитывая сам характер мотивации, этому фактору чрезвычайно трудно что-либо суметь противопоставить, так как он воздействует посредством чувственно-эмоционального начала, обладающего очень значительной степенью влияния на личность. Воздействовать здесь можно, очевидно, только через столь же сильное влияние или начало непосредственно витального характера, например, посредством мироощущения и возможностей, которые реализуемы в сфере здоровья и обеспечения целостности личности, присущего ей внутреннего универсализма, как предоставляющих человеку способ обеспечить достижения, ему прежде явно недоступные.
В противном случае, дальнейшее усугубление ситуации предполагает наступление катастрофизма, что, разумеется, достаточно опасно при том уровне развития производительных сил цивилизации, которые она уже успела на сегодняшнее время наработать. Даже кризис и крушение Рима, в свое время, был способен привести к настолько сильному падению культуры, общих цивилизационных достижений, что процесс восстановления их занял не одно столетие, по сути, завершившись только лишь в эпоху Ренессанса.
Соответственно, весьма несложно будет, по сравнению с этим периодом, представить себе всю степень общего падения и регресса, случись подобный кризис неожиданно в сегодняшних условиях, равно как и сами сроки по его преодолению и выходу из данной ситуации. Вполне понятно без особых объяснений, что сегодня мы уже просто не можем себе этого позволить. Поэтому сам процесс перехода должен быть как можно более постепенным, опирающимся на наличие мощной социальной мотивации. Разумеется, это совсем не отрицает факта приближения и наступления кризиса, который, вполне вероятно и закономерно будет, но необходимо, все-таки, свести его возможное влияние к минимуму.
У возникшей ситуации, конечно, целый ряд существенных причин мировоззренческого плана, и одна из них заключена в характере мышления, модели осмысления и понимания окружающего мира, базовый концепт которой был заложен в период античности. В ее основе, - переход с модели дедуктивного подхода к пониманию мира на подход индуктивный, связанный с реализацией в мировоззрении главенствующей роли и значения формальной логики.
Как известно, эволюция мышления происходит под влиянием общественных причин в процессе социокультурного развития, и каждая эпоха обладает соответственной спецификой мышления, которое, по сути, отражает логику конкретного процесса, в том числе, в сфере воспитания и образования, как областях культурной жизни общества. На основании анализа специфики мышления, данный подход нам позволяет рассмотреть взаимосвязь и логику культурного развития по отношению к образованию и воспитанию, включая также и сферу искусства. Проблема эволюции мировоззрения в отношении перехода с дедуктивного на индуктивный принцип наиболее отчетливо прослеживается на примере эллинской и, соответственно, эллинистической культур, как двух последовательно, прямо сопряженных периодов античной цивилизации.
Начало изменения мировоззрения и переход к реализации феномена и принципа индукции имеет своим непосредственным началом философию Сократа, отрицавшего идеи натурфилософского порядка и характера. В основе его взглядов, - перенос внимания, или предмета философии с идеи связи и единства человека и природы, как общего, глобального концепта мироздания, на систему социальных отношений и начало нравственного мира и поступков человека, выступающих, как отражение социального феномена. И эта специфичность взглядов получает отражение так же в лице жизни самого Сократа, в самом способе общения и распространения им своих идей.
Подобный подход обусловил понимание того, что мир присущих человеку отношений не являет собой отражение природы, потому что человек не представляет собой отражения и единства с общим принципом природных сил. В своих беседах сам Сократ стремился вывести причины и основы поведения человека вовсе не из характера каких-то общих принципов, закономерностей природы или мира, оперируя понятиями нравственного, то есть, социального значения. Центр его воззрений составляет сфера социальных качеств человека.
В результате общий дедуктивный взгляд на мир, присущий древнегреческой античной философии, по сути, заменялся индуктивным взглядом и подходом социально-философского характера. Замена натурфилософского мировоззрения концептом социально-философского характера принципиально изменила сам характер обучения и образования, подготовки человека, принцип его общего формирования и становления.
Продолжение философско-дедуктивного подхода, в полном соответствии с законом «отрицания отрицания», прослеживается в философии Платона, который, через идеальность, утверждает дедуктивность как бы в «чистой» и абстрактной, непосредственно рациональной форме.Наличие «мира идей» как неких базовых, универсальных, общих сущностей, отражением которых представлялся вещный, материальный мир, предполагало общую дедукцию подхода, которая, однако, исходила не из представления о проекции природных, натурфилософских сил или начал, а из абстрактно-философского воззрения на суть вещей.
(ВСЕ ТЕКСТЫ ПРЕДСТАВЛЕНЫ В АВТОРСКИХ ВАРИАНТАХ.)
|