Комиссия «Традиционные формы культурной деятельности и современный мир» ⇒ Общая стенограмма заседаний 2013-2014гг Круглого стола комиссии «Традиционные формы культурной деятельности и современный мир» ⇒ В ИСКУССТВЕ ГЛАВНОЕ – ЛИЧНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АВТОРА ЗА СОЗДАННОЕ
Д. Д. Жилинский В ИСКУССТВЕ ГЛАВНОЕ – ЛИЧНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АВТОРА ЗА СОЗДАННОЕЯ художник, академик, член Президиума, был когда-то профессором Суриковского института (Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова), преподавал. Моя личная жизнь сложилась великолепно, у меня были прекрасные наставники и учителя. Я не могу сказать, что лично моя семья была счастлива в советское время – деда моего расстреляли в 29-м году, потом извинились, папу в 37-м году. Но у меня были хорошие друзья, к которым я попал сюда, в Москву, и я стал художником. И я помню то время, последние годы советской власти, не последние, а шестидесятые годы. Ведь я чувствую, что у нас общая болезнь. Я вообще считаю – государства должны гордиться искусством и культурой, а не пушками. И, естественно, хорошей жизнью всех граждан. И мы должны это, как деятели культуры, поддержать. Я не знаю, чем кончится наш разговор – просто поговорим или нет. Но, к примеру, я помню сколько то государство, которое в свое время террористически уничтожило много прекрасных лиц и не дало развиться, но тогда культура все-таки питалась настоящими традициями великого искусства и на культуру – 2% валового дохода государства. Это на все – и на музыку, и на литературу, и на изобразительное искусство. Прекрасно. Сейчас… Союзы, можно сказать, существуют еле-еле, благодаря Академии Художеств, которая старается поддержать традицию Великого Искусства, ради чего при Петре Первом образована была и Академия Художеств, и Академия Наук, держится, но вот поддержки нет со стороны государства, это факт. Но второй вопрос. Я, извините, прочту, какое искусство я хочу, чтобы поддерживалось. Великолепные слова на одном моем пригласительном билете напечатала одна искусствовед.
«Тщетно, художник, ты мнишь, что своих ты творений создатель
Вечно носились они над землею, незримые оку.
Много в пространстве невидимых форм и неслышимых звуков,
Много чудесных в нем есть сочетаний и слова, и света.
Но передаст их лишь тот, кто умеет и видеть, и слышать».
Это как программа для всех. Если сейчас у нас в изобразительном искусстве поддерживается, простите, черт знает что. Я думаю, что и вы чувствуете… Вот иду по Третьяковской галерее. Вдруг – лежит человек. Я кинулся… оказывается это «произведение искусства», а я хотел его поднять, думал – ему плохо. И это в Третьяковской галерее! Ради чего была создана галерея? Да, это в старой, на втором этаже. Это же кошмар. Когда вдруг я узнаю, вы, наверное, слыхали… Я люблю анекдоты, и даже этот анекдот есть: «Кто самый смелый человек? Советский студент. Пять человек сидят и рассказывают антисоветские анекдоты, хотя знают, что за столом один – стукач. Вот самый смелый кто человек». Вдруг в прошлом году я узнаю – дают премию Министерства Культуры питерскому художника, премию имени Кандинского (бедный Кандинский!) за то, что на мосту какой-то хулиган нарисовал, простите, член, и дали чуть ли не премию денежную. Я о чем хочу говорить – что поддерживать надо искусство, но какое искусство? Чтоб не забыла наша страна великого искусства нашей страны и всего мира. И я уверен – никто из деятелей искусств, кто настоящим занимается искусством, не будет воевать против другой страны, которая развивает свое искусство. Мы все друзья по искусству.
И вот как нам выйти из того положения, чтобы государство выделило средства на подъем искусства? Два процента. Я по своему примеру. Кончает человек институт. Заявки – Новосибирск, Хабаровск. Дайте нам два художника, даем квартиру или мастерскую. Сейчас – выпустился и пошел гулять, чтобы нарисовать на Кремле еще какое-нибудь безобразие. Это же в мире это, а мы давайте как-то, мы все-таки православная страна, страна великого искусства. Мы должны обратить на это внимание. Если этого не будет, то и школа… Я вот очень болею за школу. Школа, которая идет и от великого русского искусства, начиная от Византии и Андрея Рублева, и идет школа, которая Петр Первый пригласил мастеров уже 17-18 века, европейских художников. И вот эта школа теряется. Почему? Потому что – а зачем учиться рисовать? Так же, наверное, играть – побарабанил так, чтоб в ушах лопнуло. И вдруг ему дадут премию. А вы помните случай, когда какой-то хулиган разбил молотком Мадонну Микеланджело? Оказывается какая-то организация дала ему чуть ли не премию за это. Вот так и наши организации дают премии. Наверное, и человеку, который положил как экспонат чучело человека на пол – и это называется искусством! У нас проводится уже дважды Фестиваль актуального искусства. А что такое актуальное искусство? Я старомодный человек, правда, мне повезло лично – я был знаком с Рихтером и его написал, с Капицей, и потом я написал для МХАТа большую картину, очень счастлив, что мне ее заказали. Перечитал про всех. Там, конечно, только с фотографий. И это великие мастера! А вот последний заказ – десять композиторов российских, который я в Дом музыки написал. И вот когда читаешь про них, смотришь – вот что нам нельзя потерять! Если мы это потеряем – грош цена нам. Я помню слова Экзюпери, когда он побывал на каком-то фестивале в фашистской Германии. Он сказал: «Плевать я хотел на режим, важно знать, какой тип человека создается этим строем!» Вот об этом нам нужно думать. Если мы как-то убедим наше правительство, что наука не менее важна, чем пушки, то это будет замечательно. Средства нужны, но куда их направить – не на то безобразие, которое вдруг начинают приобретать музеи. Простите, Третьяковская галерея, и еще безобразия всякие делаются и в Питере. И школу поддержать необходимо. У меня учеников было много за 30 лет. Вот один ученик просит поддержать его в Хабаровске. Он хочет продолжить вот ту великую школу, ту великую традицию.
Но я не знаю – мы поговорить-то поговорим, а будет ли это как-то… Ну извините, я придерживаюсь слов Алексея Толстого, по-моему замечательных – что это искусство и в театре, и в музыке, и в изобразительном искусстве мы должны поддерживать. Простите.
(ВСЕ ТЕКСТЫ ПРЕДСТАВЛЕНЫ В АВТОРСКИХ ВАРИАНТАХ.)
|