Комиссия «Традиционные формы культурной деятельности и современный мир» ⇒ Общая стенограмма заседаний 2013-2014гг Круглого стола комиссии «Традиционные формы культурной деятельности и современный мир» ⇒ ИСКУССТВО, ЭСТЕТИКА И КУЛЬТУРНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ОБРАЗОВАНИЯ В НАШЕЙ ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННОСТИ.
Л. П. ПЕЧКО ИСКУССТВО, ЭСТЕТИКА И КУЛЬТУРНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ОБРАЗОВАНИЯ В НАШЕЙ ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННОСТИ.Сущностное определение функций искусства в развитии личности обосновано всем ходом социально-исторического становления современного человечества, наиболее прогрессивного типа человека – творческого высокодуховного, разносторонне сформированного, культурно-ориентированного представителя общества. Конечно, это идеальная модель, и ее типы многообразны.
Включение искусства в сферу подготовки молодого поколения к вхождению в жизнь социума не может ограничиваться лишь педагогикой, методикой обучения и воспитания или только искусствознанием, либо культурологией. Оно определяется и психологией личности, восприятия искусства. Основания художественного образования и эстетического развития личности интегрируются именно в контексте философского этико-эстетического рассмотрения общечеловеческого потенциала и назначения искусства.Это универсальное средство, источник и русло не только воспроизводства адекватного эпохе и ее культуре субъекта, но и раскрытия резервов человеческой личности.
Общеэстетический подход к пониманию художественно-образной природы искусства ориентирован на многообразие проявлений человека, прежде всего на эмоциональное, чувственное восприятие, взаимодействующее с миром, его физическими характеристиками. Человек способен сонастраиваться на творчество в различных формах и соучаствовать в социальных процессах, благодаря общению с искусством. Эти способности воссоздаются через освоение многообразия искусства, через каналы художественного образования и воспитания, выращивания эстетического сознания личности в периоды ее роста.
Однако достаточно сложны и объемны для растущего школьника задачи освоения критериев поведения и деятельности в социуме, понимания сущности «выразительного и говорящего бытия» (М. М. Бахтин), раскрытия личностно-смыслового потенциала искусства как источника человеческих истин и как способа перенесения в инобытие другой личности. Материально-духовные механизмы и компоненты особых средств искусства, его языка, позволяют овладевать закономерностями творческих шагов и приемами погружения в художественную сферу, приближаться к решению различных творческих задач, всегда стоящих перед человеком.
Это определяет ядро философии художественного образования и суть эстетического развития молодого восприемника культуры. И, следовательно, также значение экспрессионно-эстетического,то есть эмоционально- чувственного пути к достижению этого уровня.
Художественное образование в массовой, элитной и профессиональной моделях всегда различалось. Однако ценностно-культурный потенциал искусства оставался сердцевиной гуманитарного образования в каждой модели. Социально-творческое назначение искусства лежит в основе гуманитарно-художественного образования в России. Мы ведем отсчет, по сути, от лицейских моделей начала ХIX века в Санкт-Петербурге, Ярославле, Нежине, Одессе. К ним отчасти была близка система гимназического образования, основанная на изучении классических дисциплин. В основе ее – преподавание истории, словесности, языков, правоведения, этики, искусства, даже начального изучения математики и физики, географии.
В царскосельском лицее словесность вел профессор Н. Ф. Кошанский, а эстетику читал П. Е. Георгиевский – автор одного из первых учебников по этой распространившейся в России дисциплине.Случайно ли в российских лицеях пробудились к творчеству гении Пушкина и Гоголя, многообразные таланты их товарищей? Или сама гуманитарно-эстетическая среда образования, доминирование в ней образов и цитирований из литературы, искусства, истории, языковой культуры стимулировали взлеты творчества. Но это также порождало культуру восприятия у современников Пушкина и Гоголя, предопределяя и будущее художественно-эстетическое сознание последующих поколений образованных слоев российского общества.
Существенно, что такое образование транслировалось ученикам из дворянских семей на стадии подросткового и юношеского возраста (до16-18 лет), когда их уже признавали близкими к границе взрослости.
В 1-й половине XIX века эстетическое образование, воспитание опиралось во многом на идеи и теории европейских философов. теорий. В эстетике особенно популярны были «Письма об эстетическом воспитании человека» Ф. Шиллера и различные его статьи. Его идеи получили отклик в педагогической деятельности П. Е. Георгиевского, преподавателя царскосельского лицея –в его учебнике эстетики, изданном к началу XIX века. К высоким достоинствам Георгиевского как эстетика следует отнести ту его позицию, которую он занял как исследователь сущности эстетического, представляемого характеристикой не только прекрасного, но и выразительного (в качестве свойства предмета эстетического отношения). Он писал: «эстетическое выражение весьма различно от обыкновенного», сопоставляя контрастные ситуации: с кораблем, «обуреваемым» в морском просторе, и мирно пасущимся стадом, что замечалось как картины жизни, эстетически значимые для человека( См. «Эстетические трактаты 1 трети ХIХ века»).
Какое же у нас возникает ощущение смысла и силы педагогического контакта учителя и ученика, когда мы читаем у Пушкина, учившегося у Георгиевского, в «Капитанской дочке» фразу: «Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным»…
***
Курс эстетики существовал в гимназиях и университетах России до 1856 года, когда был изъят из системы преподавания в связи с делом Чернышевского, а его диссертация по эстетике была, как другие его сочинения, подвергнута запрещению. Между тем российская интеллигенция хорошо знала философию, этику и эстетику, что дало расцвет отечественной эстетической науке и гуманитарному образованию вместе с искусством «серебряного века». Судьбы искусства, культуры, образования в России в течение многих десятилетий были предопределены доминированием интерпретаций классической эстетики.
Однако уже в третьем десятилетии их развитие получило идеологическую, социально-политическую направленность, что оказывало роковое влияние на стереотипизацию и искажение эстетического сознания учащихся. В школах и вузах вводились программы на основе идеологизированных классовых концепций искусства и эстетики.
В 90-е годы начался новый подъем эстетического знания в вузах гуманитарного профиля и в школе. Преподавание искусства, мировой художественной культуры, гуманитарное образование в исследованиях ученых и работе педагогов получили новую научную интерпретацию и название «педагогика искусства».
В Институте художественного воспитания (ныне Институт художественного образования) – единственном исследовательском центре в стране научные сотрудники разрабатывали теоретические модели и методические программы художественного образования и эстетического воспитания для детей, подростков, молодежи.
Для поддержка художественного образования, его системы много сделали Д.Б.Кабалевский, Б.М.Неменский, С.А.Герасимов, Р.А.Быков, Ю.М.Соломин и другие выдающиеся мастера искусства. Однако многое зависит от творческого учителя, способного передать не просто формальные знания об искусстве, но вовлечь школьников в эмпатическое погружение в процессы восприятия художественной среды произведения искусства. И через нее увидеть, воспринять и впитать его творчески-образную, культурно-символическую природу, связывающую личность со всем человечеством.
Именно такая установка воссоздается у ученика творческим учителем, опирающимся на экспрессионно-эстетический подход, а именно – на поиск выразительного в искусстве и жизни, т. е. того, что раскрывает характерное в бытии и культуре. Научные и методические основания этого подхода достаточно известны в мировой и отечественной культуре и науке. Он имеет широкое общенаучное значение, охватывает модели и системы не только гуманитарного, но и естественнонаучного образования,жизни природы и человека, в их объективных закономерностях и особенностях.
Этот подход соответствует сущности искусства. Образно-символическая природа искусства раскрывает взаимодействие правого и левого полушарий человеческого мозга, содействует реализации их функциональных различий и соответствий. Именно искусство воссоздает их для новых поколений в условиях обучения. Передача культуры и ее ведущих основ – языка, смысла и формы искусства требует развития системы чувственно-эмоционального и ментального общения, а не простой трансляции информации, ибо обеспечивает очеловеченное, человечески-смысловое взаимопонимание через общение личностей. При этом должны присутствовать факторы готовности и личной мотивированности эстетического сознания индивида (ученика) к социокультурной активности.
Тревожит, однако, что сегодня реформирование школы отнимает у старшеклассников возможность продолжить в школе изучение искусства, художественной культуры, то есть, лишает их полноценной духовной эстетической среды в завершающий период школьного образования. Художественное образование, ограниченное только уроками литературы, заменяется кружками в свободное от уроков время. Результаты этого вполне предсказуемы, они удручают и самих школьников, и педагогов, и родителей, а не смущают они лишь чиновников от образования. А ЧТО именно утрачивают при этом выпускники школы в своем духовно-эстетическом и творческом развитии было уже отмечено выше.
(ВСЕ ТЕКСТЫ ПРЕДСТАВЛЕНЫ В АВТОРСКИХ ВАРИАНТАХ.)
|