Комиссия «Традиционные формы культурной деятельности и современный мир» ⇒ Общая стенограмма заседаний 2013-2014гг Круглого стола комиссии «Традиционные формы культурной деятельности и современный мир» ⇒ НОВЕЙШЕЕ ИСКУССТВО И ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ
М. А. Чегодаева НОВЕЙШЕЕ ИСКУССТВО И ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯРоссийской академии художеств вменено ввести в ее художественных институтах – Московском им. Сурикова и Петербургском им. Репина – специальные мастерские современного новейшего искусства, а в научно-исследовательском институте РАХ выделить отдел для его изучения. Естественно, прежде всего следует определить: что надо считать современным новейшим искусством.
Новые технические возможности – компьютер, фото-техника, «видео» и пр., привнесли в искусство новые формы и новые возможности. Получили широкое распространение световые и цветовые копьютерные программы, позволяющие сопроводить массовые зрелища – концерты, театральные постановки, вплоть до облика городских зданий и площадей мгновенно трансформирующимися каскадами света и цвета, проекциями на экранах, всевозможными эффектами типа «дымов», «волн», пространственных совмещений и т.п.
Возможности компьютера приходят в станковое искусство, позволяют с помощью принтера имитировать любые живописные и графические техники, программировать и переводить на холст компьютерные композиции, использовать готовые блоки в архитектурном, книжном дизайне, при создании анимационных фильмов и т.п. «Новации», предложенные современному искусству техническим прогрессом, поистине, безграничны.
Всему этому надо учить, для чего привлекать к преподаванию в художественных вузах соответствующих специалистов – компьютерщиков, программистов. Как совмещать новации с традиционными формами академического обучения? Это целый комплекс серьезных проблем, которые нам предстоит решать. Несомненно одно: в любом случае необходимо серьезное эстетическое воспитание будущих «новаторов», развитие у них художественного вкуса, чувства цвета и пространства – и – как ни старомодно это звучит – чувства КАЧЕСТВА. Короче говоря: предполагается наличие ТАЛАНТА, обязательное для всякого истинного художника.
Это мое последнее утверждение вступает в противоречие с другим направлением, претендующим на роль «современного новаторского искусства». Технические возможности и средства – новые, старые – в нем не имеют значения. Использоваться может все что угодно: и бегущие по экрану компьютера буквы – ааааааааа; и тряпки, старые фотографии, содержимое помойки (прошедшая года два назад выставка «современного искусства» так и называлась «помойка»), и вообще нечто, материальной формы не имеющее: последняя сенсация «новейшего искусства» – хулиганская выходка «Пусси-райт» была провозглашена «концептуальной акцией» и выдвинута на премию им. Кандинского.
Здесь, по существу, речь идет не о ФОРМЕ искусства, а о МИРОВОЗЗРЕНИИ, которое средствами искусства (и не только искусства) предлагается и навязывается современному обществу, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, МОЛОДЕЖИ. Не скрою, это «мировоззрение» вызывает у меня самую серьезную тревогу. Прикрывающееся демагогическими сентенциями о «правах человека», оно фактически проповедует вседозволенность; полную свободу от морали и нравственности, от уважения к чему-либо и ответственности за что либо. Атрофируется не только чувство греха – это слово вообще надо исключить из словаря XXIвека – но притупляется чувство стыда, культивируется жестокость, стяжательство, глумление буквально надо всем… Художественной премии удостоился гигантский половой член, установленный на разводном мосту в Санкт-Петербурге.
Все это стоит в прямой связи с проблемой образования. Мы видим, как практически исчезают такие понятия, как образованность, профессиональное мастерство, ликвидируются научные, художественные школы, девальвируются все традиции, отметается педагогический опыт, накопленный поколениями. В изобразительном искусстве упраздняется сама личность художника.
Ничего нового в этом нет: сто лет назад так наз. «дадаизм» предложил считать искусством любой предмет, любою «акцию», коль скоро этот предмет или эта «акция» будут провозглашены таковым «миром искусства» – кураторами, критиками, и прежде всего, ХУДОЖЕСТВЕННЫМ РЫНКОМ. Приведу тезис американского теоретика и критика Дж.Дикки (1974), являющийся по сей день «манифестом» «новейшего» искусства: «Произведение искусства не является таковым изначально; произведением искусства может стать артефакт, созданный или отобранный «художником» и предложенный миру искусства, который либо признает, либо не признает его кандидатом на оценку. Мир искусства – менеджеры, кураторы, спонсоры, галереи, художественные журналы, выставочные организации, аукционы и т.п. – уполномочены присваивать (или не присваивать) артефакту статус произведения искусства и устанавливать его рыночную цену». Решающую роль обретает рынок: искусством может быть сочтено всё, что имеет денежную стоимость.
Но если «искусством» может быть сочтено ВСЁ, что продается, то и «художником» может быть признан КАЖДЫЙ, кто покупается. Ни о каком художественном образовании здесь не идет и речи. Учить «новатора» нужно совсем другому, а именно: КАК СУМЕТЬ СЕБЯ ПОДОРОЖЕ ПРОДАТЬ.
Вопрос лишь, каких «специалистов» в этой области следует привлекать к «педагогической» деятельности в художественных вузах и к «научной» деятельности в НИИ искусствознания?
(ВСЕ ТЕКСТЫ ПРЕДСТАВЛЕНЫ В АВТОРСКИХ ВАРИАНТАХ.)
|