Комиссия «Традиционные формы культурной деятельности и современный мир» ⇒ Общая стенограмма заседаний 2013-2014гг Круглого стола комиссии «Традиционные формы культурной деятельности и современный мир»
НАУЧНЫЙ СОВЕТ РАН по изучению и охране культурного и природного наследия комиссия «Традиционные формы культурной деятельности и современный мир». тематика заседаний: «ИСКУССТВО, ГУМАНИТАРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ (традиции, критическое, проблематичное состояние, угрожающие перспективы)»
Общая стенограмма заседаний в 2013-2014гг Круглого стола комиссии
Содержание
КРАТКОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ к выступлениям участников заседаний В выступлениях известных учёных- гуманитариев, участников обсуждения и членов комиссии отражены глубокие размышления о судьбах и сущности образования, как особой сферы культуры, несущей и передающей новым поколениям духовные ценности нашей цивилизации. В них нередко с признанием наших достижений проступают озабоченность, горечь и боль, вызываемые никем не обоснованными сокращениями целых учебных курсов в профессиональном художественном образовании и в соответствующем педагогическом профильном обучении в вузах. Из учебного расписания исчезают такие основные гуманитарные дисциплины, как мировая художественная культура, история философии, культурология, этика и эстетика, отечественное и мировое искусствознание и др. Между тем они необходимы для духовного развития и поддержки способностей и талантов будущей смены художественной интеллигенции страны, для полноценной творческой деятельности. Ограничение пространства художественного образования во многом связано с ориентацией чиновников, управляющих образованием, на Болонскую систему, ныне подвергаемую критике даже в Европе. Эта ориентация, тем более тревожит членов комиссии, что они (работники «Минобра») отказываются от предварительного обсуждения своих решений с экспертами-специалистами в области изобразительного, театрального, литературного, музыкального творчества. И вот уже сейчас, потери в развитии молодого поколения сказываются на результатах ЕГЭ, и прежде всего на незнании истории отечества, на бескультурье в поведении, учёбе и, безусловно, в дальнейшей работе молодёжи, оканчивающей школу. В представленных текстах ученые обращают внимание на необходимость возвращения на всех уровнях образования к ценностям национальной культуры и искусства, выдающимся достижениям в истории отечественного образования. На приоритетном месте остаётся внимание к русскому фольклору, обращение к театральным открытиям Станиславского, к мировой славе русской музыки и литературы, к новому в изобразительном искусстве и в музейном деле. Но самое главное сегодня - не сделать непоправимых шагов в деле художественного образования личности, в воспитании будущих талантов! Предупредить опасные и бездумные решения в этом важном для общества вопросе. |