Комиссия «Традиционные формы культурной деятельности и современный мир» ⇒ Общая стенограмма заседаний 2013-2014гг Круглого стола комиссии «Традиционные формы культурной деятельности и современный мир» ⇒ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ
Ю. Б. Борев ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИВеликую Отечественную войну выиграл советский школьный учитель. Современный российский учитель не смог бы этого сделать, хотя бы потому, что ему не хватило бы часов на успешное преподавание литературы и других гуманитарных предметов, которые только и могут привить вступающему в жизнь человеку высокие духовные качества, такие как патриотизм и простая порядочность. Советское образование было бесплатным, всеобщим, обязательным и всесторонним, в нём были взвешены, уравновешены, откорректированы и приведены в соответствие гуманитарные и естественные науки. Оно было одним из лучших в мире. До сих пор мир потребляет российские «мозги». В средоточии интеллекта – Силиконовой долине США более половины работников – выпускники советских школ. Необходимо сегодня тщательно изучить советский опыт образования, и лучшее из утраченного вернуть в школу, взамен американо-евросоюзным заморочкам – ЕГ, свертывание гуманитарных дисциплин. Главная личность школы – учитель. Это великая профессия, на которую во все века, во всех обществах есть высокий спрос. В нашей сегодняшней жизни положение учителя непрестижно: низкая зарплата, не дающая возможности обеспечить семью, а также купить нужные книги и оргтехнику для дальнейшего профессионального роста. Из-за этого в педагогические институты часто идут молодые люди, не попавшие в другие вузы. Идёт отрицательный отбор школьных учителей. Только некоторые из них – люди педагогического призвания. Такие люди – золотой фонд нашей педагогики. Они идут в школу ради самоосуществления в великой профессии учителя. Великий человек в России – чиновник, в Германии – генерал, в Англии – аристократ, в США – миллионер. А у многих восточных народов – учитель и его социальный статус выше военачальника, лорда или богача. К имени учителя прибавляется слово «муалим» (учитель) – он безусловный предмет уважения, поклонения и почитания. Он считается не только источником знаний, но и мудрецом, обладателем драгоценного опыта жизни, советчиком в самых трудных проблемах социальной и личной жизни учеников и их родителей. Необходимо возвысить российского учителя до уровня «муалима». А для этого его надо качественно готовить учителей в вузах, создавать возможность для их непрерывного роста и совершенствования в течение всей жизни и не унижать бедностью и необходимостью тратить силы и время на написание бесконечных отчётов. Необходимо через СМИ постоянно укреплять авторитет российского школьного и вузовского учителя. Необходимо повышать социальный статус учителя и его зарплату, одновременно необходимо повышать статус и зарплату вузовского преподавателя. В школьных программах по литературе большие списки произведений, которые предлагается «пройти» школьнику. Современный старшеклассник в среднем ежедневно тратит на учебу 9 часов 20 минут. Из них на литературу – 2 часа в неделю. Это в среднем 15 минут в день. Много ли можно за это время освоить и усвоить? Профессор, читающий курс по искусствознанию в престижном институте – МАРХИ (Академия архитектуры) на 5-м курсе, сетует: на семинарах из года в год выясняется, что студенты не знают ни одного стихотворения поэтов ХХ века. А в школьных программах все это значится. Он вынужден просить выучить стих и перед выступлением на семинаре прочитать. По сведениям ЮНЕСКО, лучшая школа сегодня в Финляндии. Однако я позволю себе в этом усомниться. Школа – это не только образование, но и воспитание и формирование личности. Какую личность формирует школа в Финляндии, если при молчаливом согласии общественности у матери, шлепнувшей младшую дочь, за это отбирают четырёх её детей и отдают навсегда в разные семьи? Эта ситуация заставляет задуматься над проблемами системности, комплексности воздействия на формирование личности. Если наша школа расширит преподавание литературы и других гуманитарных предметов, это, безусловно, улучшит ситуацию. Однако решить проблему формирования полноценной личности не удастся. Нельзя одновременно ехать на машине и отвинчивать у нее колеса. Почти бесполезно улучшать ситуацию в школе и в это же время по ТВ «без перерыва на обед» по половине программ показывать убийства и сцены насилия. Ситуацию с наркотиками, пьянством, хулиганством среди молодежи невозможно заметно исправить в одночасье одной мерой. Ведь не один день и не один год всё работало на ухудшение ситуации – молодежь лишили Домов пионеров, сократили и перепрофилировали детские сады, клубы стали платными и лишились гуманитарного и просветительского начала, свёрнуты программы бесплатного или льготного летнего отдыха детей в пионерлагерях, где развивалась детская самодеятельность, где шла большая воспитательная работа. Ничего хорошего нельзя ожидать от многолетнего сокращения общих расходов (бюджетных, благотворительных и других) на культуру и особенно на гуманитарную культуру. Пренебрежение гуманитарным началом стало повсеместным, Об этом пренебрежении, например, свидетельствует (точнее, кричит!), кроме сокращения часов литературы в школе, вычёркивание эстетики как дисциплины из вузовских программ (даже из программ театральных и других художественных вузов!). Реформаторы образования, несмотря на протесты вузовской профессуры (был опубликован протест в «Литературной газете») выбросили эстетику из вузовских программ. Чиновники от образования опасались, что преподаваться будет – не дай бог – марксистская эстетика, заменили эту науку культурологией. Однако, во-первых, культурологии как науке каких-нибудь полувека, а эстетика начиналась в Шумере и Египте и ей не менее четырех тысяч лет; во-вторых, эстетику создавали такие великие ученые, как Платон и Аристотель, Дидро и Вольтер, Кант и Гегель; в-третьих, не следует выбрасывать из истории науки и Маркса, не случайно недавно в США четыре сотни интеллектуалов обсуждали проблему «возвращения» «Капитала» Маркса, эту же проблему недавно обсудили по нашему ТВ несколько профессоров МГУ и РАН. Без развития гуманитарной культуры не только школьная молодежь, но и весь народ обречен на одичание. Его видимые симптомы: часто совершаемые по вине нетрезвых водителей страшные аварии, убийства детей опустившимися родителями, убийства родителей озверевшими детьми ради квартиры, все более широкое распространение сильнодействующих наркотиков. Наркотики – результат бесцельности и бессмысленности жизни и страха перед ее конечностью. От этого страха спасает культура, научающая вести творческую, креативную жизнь. Коммерциализация всего, даже совести и служебного долга, приводит к массовому взяточничеству. Обогащение стало ведущей идеей при рассмотрении любых проблем. Это создало губительный крен в вопросах образования и медицины, а также в проблемах бюджетного финансирования искусства и деятельности РАН. Везде в этих сферах власть руководствуется знаменитым принципом остаточного финансирования и лозунгом «Обогащайтесь!». И действительно естественнонаучная и техническая сферы способны принести деньги, прибыль, обогащение. Культура же богатства принести не может. В культуру надо вкладывать деньги и даже не ждать их возвращения, а уж об обогащении бюджета государства надо забыть. Культура – это затратная сфера, но без неё нет надежд на то, что человек будет человеком, что он будет креативной личностью, что люди не одичают и не осуществиться прогноз Гоббса о «войне всех против всех», от которой пострадают и бедные, и богатые, и образованные и необразованные. Конечно, на образовании и культуре можно «заработать», например, сэкономив бюджетные деньги. В развитых странах в культуру вкладывают 4% ВВП. Наши бюджетные ассигнования на культуру и раньше были убогими – 1% ВВП. А сейчас их намереваются уменьшить до 0,7% ВВП. Это и бессовестно, и неразумно. Скупой платит дважды! Без развития культуры (а как её развивать на 0,7 ВВП?) государству придётся платить много больше (за пьянство, за наркоманию, за пустоту в глазах бесцельно живущих людей, не освещенных и не согретых солнцем культуры и высококачественного образования). Ведь только культура может открыть народу цели и смыслы человеческого бытия, которые будут выше корыстной и мелкой идеи «обогащайтесь». Кто против богатства?! Разве только ханжа?! Однако богатство не может быть целью жизни нормального человека. Разве только олигарха?! Оно средство достижения цели и осуществления смысла жизни. И очень важно при буржуазном типе общества, в котором мы ныне живём, чтобы школа смогла помочь молодёжи освоить гуманные смыслы и цели бытия, чтобы душа молодого человека, не впадая в ханжество, убереглась от алчности, не творческих целей и пустых смыслов жизни. А ведь именно эти «современные и актуальные» смыслы бытия навязывают народу такие передачи и программы СМИ, как «Алчность», «Как стать миллионером» и многие другие. Школа должна готовить учеников не к ЕГЭ, не к поступлению в университет, а к жизни. Школа должна давать не зазубренные знания, а умение творчески мыслить, осознавать себя как личность. (ВСЕ ТЕКСТЫ ПРЕДСТАВЛЕНЫ В АВТОРСКИХ ВАРИАНТАХ.)
|