Комиссия «Традиционные формы культурной деятельности и современный мир» ⇒ Общая стенограмма заседаний 2013-2014гг Круглого стола комиссии «Традиционные формы культурной деятельности и современный мир» ⇒ ПРОБЛЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Е. П. Олесина ПРОБЛЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕИнститут художественного образования, который я представляю, старейшее в стране научное учреждение по данной проблематике (основан в 1929 г.). С историей института связаны такие имена ученых и деятелей искусства, как В.Н.Шацкая, А.В.Бакушинский, Л.С.Выготский, Р.А.Быков, С.А.Герасимов, Д.Б.Кабалевский, С.В.Михалков, С.В.Образцов, Н.И.Сац, В.А.Фаворский и др. Проблемы современного художественного образования и эстетического воспитания в средней школе занимают ведущее место в исследованиях коллектива института.
Образование во все времена существует в тесной связи с социальной, экономической и культурной составляющей жизни общества. Современная культура, характеризующаяся постоянным ускорением, расширением и обновлением информационного пространства, формирует нового человека, отличающегося психологически, социально, культурно, профессионально от предыдущих поколений. Эти изменения выражаются в новых формах коммуникации (виртуальное общение) и языка (упрощенный сленг Интернет-пространства или смс-посланий), в прерывании связи поколений, в уменьшении (а иногда и исчезновении) авторитетности культурных ценностей прошлого, в трансформации многих традиционных нравственных норм, в распространении типологизированной массовой культуры, в уходе от решения жизненных проблем в виртуальную реальность, в культурной инфантильности молодежи.
В данном контексте трудно не заметить необходимость актуализации в современном обществе художественно-эстетического развития личности, как необходимого «компаса» для жизни в многообразном и вариативном постмпостмодернистском пространстве. Несомненно, что необходимость изучения искусства определяется важностью овладения основами художественной культуры человечества для уважительного отношения к мировому и отечественному культурному наследию; для помощи в использовании обретенной общехудожественной компетенции в культуре повседневности, развитии личностной и профессиональной культуры.
Система образования, одна из самых консервативных социальных структур, сегодня вынуждена постоянно изменяться, отвечая на запросы современности, на социальный заказ общества. Каков же этот социальный заказ?
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», которая декларируется как методологическая основа разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, четко указано, что выпускник образовательного учреждения должен быть высоконравственной и творческой личностью, инкультурированной в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ. Какими же способами собирается российское образование воспитывать эти качества личности?
Здесь возникает серьезная проблема: какие учебные предметы способны решить поставленную задачу? Вряд ли предметы математического или естественно-научного цикла могут в полной мере воспитать нравственность, духовность, погрузить школьника в мир культурных ценностей, развить творческий потенциал. Данную функцию выполняют только предметы гуманитарной и художественно-эстетической направленности. Образовательные предметы «Музыка», «Изобразительное искусство», «Мировая художественная культура» (которая в новом образовательном стандарте отсутствует), «Литература» развивают эмоционально-ценностную сферу личности человека, что способствует становлению социальной адекватности в сфере общечеловеческого и гражданского поведения, в отношениях к природе, современному обществу, культурному наследию, к построению своей жизни.
Однако в реальности все не так оптимистично, как декларируют образовательные стандарты. Судите сами: количество уроков литературы сокращается, уроки изобразительного искусства и музыки с 1 по 7 классы (1 час в неделю), интегрированный курс «Искусство» в 8 классе (1 час в неделю) и… Всё! То есть, по мнению разработчиков стандартов, подросткам и юношеству не нужно искусство – единственная образовательная область, позволяющая развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы, то есть, по сути, решать поставленные в «Концепции духовно-нравственного развития…» воспитательные и образовательные задачи.
Получается, что не только реальная образовательная практика сильно отличается от государственных документов, но и сами документы не всегда соответствую друг другу.
Российская школа в ХХ веке опиралась в решении данной проблемы на классическую науку, понимая художественное образование и эстетическое воспитание как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать эстетическое в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты», и современная педагогика продолжает выстраивать образовательный и воспитательный процесс с этой позиции. Оспорить данную точку зрения трудно, но необходимо помнить, что современные подростки и молодежь живут сегодня, в информационном обществе, в мире постпостмодернизма.
Образный язык искусства сильно изменился. В частности, в изобразительном искусстве появились особые средства визуализации образа, такие как коллаж, ассамбляж, объект, инсталляция, инвайронмент; появилось процессуальное искусство: хеппенинг и перформанс. Постмодернистские установки размывают границы между традиционными видами и жанрами искусства и способствуют развитию синестезии как новой художественной тенденции. Исследователь постмодернистской эстетики Н.Б.Маньковская считает, что постмодерн предполагает диалог на основе обмена взаимной информацией, открытость, ориентацию на многообразие духовной жизни человечества. Следовательно, в преподавании искусства должны поменяться методы, педагогические подходы, а, главное, необходим пересмотр содержательного наполнения данных учебных предметов.
Как известно проблема содержания образования по литературе (в большей степени), изобразительному искусству и музыке сегодня привлекает большой интерес общественности: чему учить, на примере каких произведений, с какими авторами знакомить? Очень хорошо, что этот вопрос имеет столь широкий резонанс. По крайней мере, становится понятно, что российская культура, образование и будущее страны не безразличны нашим соотечественникам. Если такие вопросы задевают за живое людей, далеких от образования и искусства, значит - российская культура жива!
Вопрос о содержании образования по искусству спорный: что важнее - классическое наследие или современные художественные эксперименты; в каком процентном соотношении должны быть представлены в программе традиционные и актуальные произведения; по каким критериям отбирать и оценивать произведения? Я сейчас не отвечу на эти вопросы, надо еще размышлять, обсуждать, советоваться. Несомненно только то, что знакомить школьников с современным искусством необходимо, так как они живут не в закрытом пространстве классических образцов, а в глобальном обществе легко доступной информации и вседозволенности. Поэтому задача художественного образования сегодня не отгородить школьников от явлений современной культуры, а научить понимать их, сделать «прививку культуры» (по словам Д.С.Лихачева), чтобы молодежь могла самостоятельно разобраться в качестве представляемой художественной и псевдохудожественной продукции.
Несмотря на все проблемы, художественно-эстетическая образовательная область существует на различных ступенях обучения. Именно предметы художественно-эстетического цикла способствуют постижению школьниками искусства, развитию способности выделять и принимать традиционные формы художественной культуры, культурному саморазвитию личности на протяжении всей жизни.
(ВСЕ ТЕКСТЫ ПРЕДСТАВЛЕНЫ В АВТОРСКИХ ВАРИАНТАХ.)
|