Комиссия «Традиционные формы культурной деятельности и современный мир» ⇒ Общая стенограмма заседаний 2013-2014гг Круглого стола комиссии «Традиционные формы культурной деятельности и современный мир» ⇒ СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ И СООБРАЖЕНИЯ О ПРЕПОДАВАНИИ КУРСОВ ГУМАНИТАРНЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК В ТВОРЧЕСКИХ ВУЗАХ
М.А.Айвазян (Чердынцев)
СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ И СООБРАЖЕНИЯ О ПРЕПОДАВАНИИ КУРСОВ ГУМАНИТАРНЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК В ТВОРЧЕСКИХ ВУЗАХ .
(В период с 1998 по н/вр. мною были прочитаны и читаются в Театральном Институте им. Б.Щукина следующие курсы лекций: 1.История мировой культуры 1 курс актёрского факультета.50 а.ч. 2.История культуры русского зарубежья ХХ века.3 курс акт.фак.38 а.ч. 3.История цивилизаций. 4 курс режисер.фак.38 а.ч. 4.Теория и история материальной культуры и быта. 4курс режис.фак.38 а. ч.)
В основе читаемых мною курсов лежат стандарты 3-го поколения и учебно-методический комплекс, заданные уровнями Министерства Образования для творческих Вузов. То есть моя задача, как лектора, состоит и зависит от достижения необходимого результата - постижение студентами всех ступеней компетенции современного творческого образованного человека. Согласно уровню компетенции, необходимо: «Знать, уметь, владеть, и в конце правильно использовать». Конечно, и прежде всего, стоит учитывать специфику специальности студента и основные его усилия направлять на возможность грамотно использовать заданные системы, поиска нужной информации, современными методами, овладением ею и использования её в данный исторический момент при художественной реализации задуманных творческих планов. Так при проведении занятий по «Истории мировой культуры» следует особое внимание уделять соотношению мировых достижений с соответствующими достижениями отечественных аналогов. Особое внимание для творческих специальностей следует уделить развитию возможностей различать в происходящих культурных событиях в сегодняшнем дне подлинные культурные событие и проходные, иногда очень интересные, но все-таки не несущих подлинного опыта постижения мира. Например: Монографическая выставка Караваджо, и проходящая одновременно выставка Уильяма Блейка. Отдельные спектакли текущего репертуара, некоторые концерты в консерватории отдельные выступления современных музыкантов и т.д. Подобные 10 минутные обсуждения со студентами, постепенно вырабатывают и создают у них соответствующий вкус. У студентов постепенно вырабатывается привычка к культурно-подлинным событиям. Компетенция обучающихся вырастает не только за счёт новых теоретических знаний и слагаемой системы исторического подхода, но и за счёт выработки возникающих устойчивых собственных художественных внутренних резервов. Безусловно, сама система преподавания задаёт нам определённый уровень для достижения студентами компетенции 3-го поколения стандартов знания. Цели и задачи, реализация методического план, вот основа содержания лекций. Вопросы контроля и, конечно, результаты окончательной проверки – все это важные составляющие методики преподавания любой общественной науки. Но в каждом конкретном случае, требующего не только анализа аудитории и специалитета, но и поиска возможных современных деталей, следует добиваться на практике полученных знаний, усиливающих дальнейшее конкретное их применение. Так, например, используя основные методические знания по Истории Мировой культуры (Т.В.Сербер, А.П. Садохин, Ю. Я.Малюга, И.В.Кондаков, В.М.Розин и конечно, А.Я.Флиер) при поурочном планировании материалы из хрестоматий (Под. ред.А.А.Радугина, Г.В.Гриценко) и особенно при подготовке лекционного материала по Герману Вейсу «История мировой культуры. Костюм и мода, украшения, предметы быта, вооружение, храмы и жилища, обряды и ритуалы, обычаи и нравы» - сами предметы для обсуждения по ходу лекции мною берутся выборочно, но подвергаются тщательному анализу с точки зрения предмета. Например, используя хрестоматию Германа Вейса, при распределении лекционного материала по временам и в каждом историческом отрезке берётся только одно конкретное культурное явление, чтобы уделить данному культурному феномену основное лекционное время. Например. Первобытный строй – Возникновение и изменение культуры жилища, Египет – феномен пирамиды, как религиозного сознания для идеалистических представлений в обществе. Средние века - университеты. Возрождение – живопись, украшения. Барокко – Одежда, как часть личностных взаимоотношений в обществе. и т.д. Часто, из года в год, можно менять основные культурные феномены приоритетного знания, возникающие в различные исторические периоды. Но как показал учебный опыт, студенты творческих специальностей гораздо лучше усваивают материал при методическом педалировании на конкретный культурный объект. Или при чтении курса «Культурное наследие российской эмиграции ХХ века». Больше внимания уделяется театральным, военным, юридическим достижениям. см. 2-х.томник «Культурное наследие российской эмиграции 1917-1940гг. под редакцией акад. Е.П.Челышева. М. Наследие.1994г.» Особое внимание в курсе лекций «Теория и история культуры повседневности и быта» я, лично уделяю скрытым философским понятиям предметов, в окружающей нас действительности, их истории, теории их назначению и изменениям в употребление в повседневном пространстве. Также необходим совместный со студентами творческий поиск в процессе прохождения материала культурного художественного смысла этих предметов, как например, «известное ружье» и «уважаемый шкаф» в пьесах А.П. Чехова. Подробный разбор исторической значимости и анализ сакрального значения многих окружающих нас предметов и, конечно, проходящих одновременно событий повседневности в дальнейшем помогут будущим режиссёрам при планировании сценического художественного пространства. Самая, пожалуй, сложная и специальная дисциплина для творческих Вузов «История мировых цивилизаций». Конечно, она необходима для некой историко-культурной полировки знаний студентов на последних курсах обучения. Но, как мне кажется, требует специального углублённого интереса со стороны слушателей подобного курса. Работы Арнольда Дж. Тойнби «Постижение истории» в 7 томах, Майкла Вуда «в поисках первых цивилизаций», И.Н.Ионова и В.М.Хататурян «Теория Цивилизаций» и некоторые другие материалы, используемые мною для подготовки цикла лекций, приводят учащихся ко многим специальным вопросам при изучении современной истории и философии. Например, историческое соответствие Европейской цивилизации с мировыми цивилизациями прошлого, и многим другим, вызывающими у слушателей потребность в дальнейшем при необходимости специальных историко-философских знаний. Но все-таки, попытка изредка читать этот курс на режиссёрском факультете привлекает достаточную широкую студенческую аудиторию и подлинное внимание со стороны обучающихся, особенно, будущих режиссёров. Следует при этом заметить, что по возрастной специфике студентов театрального ин-та, режиссёры (по возрасту 35-40лет), как правило, значительно отличаются по восприятию материала, от основной массы актёрской студенческой аудитории (16-23года.) И так в конце своих кратких заметок, ещё раз повторю: Достижение необходимого уровня образовательной компетенции (знать, уметь, владеть – использовать) должно происходить с учётом основной (профильной) специальности студента. Или говоря словами известного писателя М.А. Булгакова, высшее образование не должно давать специальных знаний, а должно давать разумному человеку систему, используя, которую можно достичь необходимого уровня постижения поставленных в творчестве задач. (ВСЕ ТЕКСТЫ ПРЕДСТАВЛЕНЫ В АВТОРСКИХ ВАРИАНТАХ.)
|